Click to order
«Русские Витязи»! Кто не знает их сейчас? Кто не устремляет свой взор в небо, услышав нарастающий гул их мощных боевых машин? Сколько мальчишек мечтает быть похожими на этих сильных духом, отважных и мужественных летчиков?
237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники имени
И.Н. Кожедуба
История группы
В начале 1991 года был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий — Владимир Басов, левый ведомый — Александр Дятлов, правый — Сергей Ганичев, хвостовой — Владимир Букин, левый внешний — Владимир Баженов, правый внешний — Александр Личкун. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны и разработать окраску самолетов. Выбор названия стал очень не лёгким делом. Первые варианты были один экзотичнее другого. Пока Николай Гречанов не произнёс слово витязь. Всё сразу стало на свои места.

Прочная ассоциативная связь с историческими истоками, русскими былинами, воинственным духом и неповторимой мужественностью образа сложилась сразу и не прерывается на всем протяжении существования группы.

Днем рождения «Русских Витязей» стало 5 апреля 1991 года.

А уже 24 августа 1991 года, буквально через четыре с половиной месяца, название «Русские Витязи» впервые прозвучало за рубежом – на первом польском авиашоу в Познани. Тогда с программой одиночного пилотажа выступил командир группы Владимир Баженов. Этот визит стал отправной точкой в создании индивидуального имиджа «Витязей». Меньше месяца потребовалось специалистам ОКБ «Сухого» на разработку единого дизайна и осуществление раскраски всех истребителей группы.

Осенью 1991 года «Русские Витязи» уже появились в небе Англии. Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун на свежераскрашенных Су-27 прошли строем над резиденцией королевы-матери в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и четкий сверкающий строй крылатой шестерки. Визит в Англию продолжили выступления группы на аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с британской эскадрильей Red Arrows («Рэд Эрроуз»).

Той же осенью на авиашоу в Праге «Русских Витязей» представляли Владимир Грызлов и Игорь Ткаченко, выступившие в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа. Эффект от выступления был настолько силен, что американские летчики на своих F-15 просто-напросто отказались от выступления из опасения «потеряться» на фоне русских.

Через месяц после возвращения на родину группа была приглашена в Малайзию для участия в авиасалоне LIMA’91.

Зима прошла в тренировках, а в июне 1992 года две «спарки» «Витязей» отправились в американский Портленд на аэрошоу «Фестиваль роз». Группу представляли Баженов, Григорьев, Басов и Личкун. А буквально через месяц снова состоялся визит в США, на Аляску (аэродром Брэдли).

Насыщенной событиями стала для группы осень 1992 года. В начале сентября на авиабазу в Кубинке прибыла пилотажная группа ВВС США Blue Angels («Блю Энджелс»). Вместе с гостями летчики выступили над своим аэродромом, а затем показали красочное шоу в честь Дня города в небе над московским Тушино. Через неделю «Витязи» выступили на 50-летии знаменитого полка «Нормандия-Неман» во французском Реймсе, где состоялся совместный пилотаж двух четверок. В небо одновременно поднялись Баженов, Ковальский, Гречанов и Личкун на своих Су-27 и группа на самолетах F-1 Mirage («Мираж»).

Тогда же состоялось знакомство русских летчиков с французской пилотажной группой «Патруль де Франс». На аэродроме города Салон-де-Прованс «Русские Витязи» на Су-27 выполнили совместный пилотаж с маленькими и легкими Alpha-Jet («Альфа- Джет»).

В апреле 1993 года пилотажников пригласили в Голландию, где группа выступила на аэрошоу Королевских ВВС страны на авиабазе Леуварден.

В августе того же года на канадской авиабазе Эбботсфорд показательные выступления «Русских Витязей» завершились курьезом: канадские летчики поспорили с «Витязями» о том, что Су-27 как истребитель уступает их самолету CF-18 «Хорнет». Спор разрешился на глазах у двухсот тысяч зрителей – «Русские Витязи» в тренировочном бою одержали неоспоримую победу над хваленым «Хорнетом», доказав непревзойденные качества своих боевых машин.

В сентябре группа выступила на первом Международном Аэрокосмическом салоне МАКС-1993. Даже низкая облачность не помешала летчикам-асам продемонстрировать свое мастерство, выполняя пилотаж на малых высотах.

11 сентября 1993 года группа провела показательный пилотаж над городом Городец, где состоялось открытие памятника легендарному русскому витязю XIII века Александру Невскому.

В декабре «Витязи» вновь отправились на далекий тропический остров Лангкави для участия в авиасалоне LIMA’93. Маршрут перелёта пролегал через Ташкент, Дели, Калькутту, Янгон. Зрители и участники авиашоу наблюдали показательные выступления Владимира Баженова, Александра Личкуна, Владимира Грызлова, Бориса Григорьева.

Сезон показательных полетов 1994 года был открыт пилотажной группой в мае. «Русские Витязи» отправились в Братиславу для участия в аэрошоу SIAD-94. Летчик группы капитан Игорь Ткаченко, выступивший над столицей Словакии с программой одиночного пилотажа, занял первое место в своём классе.

В июне российским пилотажникам рукоплескали зрители, собравшиеся на норвежском аэродроме Гардемоэн, где проходило национальное аэрошоу. Через месяц «Витязи» «шестеркой» полетели в бельгийский город Остенде. После участия в аэрошоу две «спарки», которые пилотировали Баженов и Климов, Личкун и Сыровой, ненадолго «отлучились» в соседний Люксембург, где приняли участие в авиашоу «Журни дель Эйр».

3 сентября, когда Москва отмечала День города, «Русские Витязи» в течение 42 минут вычерчивали в небе над Поклонной горой сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Для пилотажа была отведена зона, простирающаяся на запад от мемориала примерно на 3 км.

24 октября того же года «Русские Витязи» участвовали в параде над Ашхабадом — Туркменистан праздновал трехлетнюю годовщину своей независимости.

В октябре летчики группы возобновили давнюю традицию Кубинки — эскортирование самолетов именитых гостей. На этот раз они сопровождали лайнер своей доброй знакомой — королевы Англии Елизаветы II.

9 мая 1995 года стал знаменательной датой не только в истории России, но и в истории пилотажной группы. Весь мир широко отмечал 50-летие окончания Второй мировой войны, и в этот святой день, 9 мая, шестерка «Русских Витязей» впервые прошла в составе огромной колонны авиационной техники над Можайским шоссе, Поклонной горой и Кутузовским проспектом.

По всему миру выступления «Русских Витязей» вызывали аплодисменты и восторг зрителей. Так было и на очередном авиасалоне в Малайзии в декабре 1995 года. Вот только вернуться домой в Кубинку довелось не всем… 12 декабря три истребителя «Русских Витязей» врезались в скрытую за непроглядным туманом гору. Это произошло при заходе на посадку на аэродром Камрань для дозаправки. Погибли четыре летчика «Русских Витязей» — гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Александр Сыровой, Николай Гречанов и Николай Кордюков. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 года на могиле погибших «Русских Витязей» был открыт памятник.

Для летчиков наступили трудные времена. Тяжелее всего была моральная травма. Огромную поддержку своим коллегам оказали летчики пилотажной группы «Red Arrows», пригласив «Витязей» к себе на базу.

Лишь в апреле 1996 года «Витязи» начали отрабатывать парный пилотаж, затем восстановили «тройку» и, наконец, составили «ромб», в который вошли Личкун, Климов, Ковальский и Букин. В цехах 430 АРЗ в Быкове перекрасили три «спарки» (№20, 24, 25) и «боевую» машину Су-27 (№15). Верх самолетов стал синим, внизу появился резкий переход от белого к голубому (появилась так называемая «стрела» под кабиной), носки крыла и стабилизатора снизу выкрасили в красный цвет. Импортное оборудование и полиуретановые краски привели бывалые самолеты к состоянию, близкому «как с иголочки».

Вновь слетанный ромб на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре того же года на гидроавиасалоне «Геленджик-96». И наконец, в 1997 году в небо была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым — Иван Кирсанов.

В июне «Витязи» впервые после полуторагодового перерыва снова демонстрировали свое мастерство за границей: сначала в австрийском городе Цельтвег, а затем в столице Словакии — Братиславе. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка «Нормандия-Неман». А чуть позже летчики на своих самолетах эскортировали лайнер президента Франции Жака Ширака, прибывшего с официальным визитом в Россию.

Во время празднования 850-летия Москвы «Русские Витязи» на четырех истребителях с выпущенными шасси и включенными фарами появились в вечернем небе над Воробьевыми горами, где в этот момент разворачивалось лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра. Эффект был потрясающий — такого шоу Москва за всю свою историю не видела!

В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне «Чжухай-98» в КНР. «Витязи» выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.

В 1999-2000 годах «Русские Витязи» участвовали в многочисленных показах в городах России, в том числе группа выступала на юбилейных торжествах в честь 60-летия Сызранского ВВАУЛ, а 11 июня 2000 года впервые показала свое мастерство в небе над северной столицей.

В конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Здесь свою «шестерку» в крайний раз водил ветеран группы Александр Личкун. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступал Игорь Ткаченко. Вернувшись в Кубинку, Личкун выключил двигатели и покинул кабину истребителя, передав бразды правления группой энергичному подполковнику Сергею Климову. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001.

Грандиозный праздник в небе устроили «Русские Витязи» над Волгой в июне того же года, во время торжеств по случаю 450-летия добровольного вхождения Чувашии в состав России.

В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира гв. полковника Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко. Тогда в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов. 10 декабря они выполнили первый показ над Кубинкой для делегации из США, а с программой одиночного пилотажа выступил начальник центра Анатолий Омельченко.

В сентябре на гидроавиасалоне «Геленджик-2002», выступила пара Ткаченко-Хачковский с комплексом синхронного и встречного пилотажа.

В апреле 2003 года Омельченко, Ткаченко, Хачковский, Шпак и Ряполов выполнили практическое переучивание на самолетах Су-35.

К 65-летию образования 237 гвардейского Центра показа авиационной техники имени Кожедуба, в марте 2003 года четверка «Русских Витязей» совместно с пилотажной группой «Стрижи» выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов.

12 июня 2003 года в День независимости России «десятка» прошла над Красной площадью. В кабинах самолетов в тот день были Николай Дятел, Геннадий Авраменко, Михаил Логинов, Виктор Селютин, Вадим Шмигельский, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Игорь Ткаченко, Дмитрий Хачковский и Олег Ряполов. После этого «ромб» «Витязей» успешно выступил на первом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

На МАКС-2003 пилотажная группа «Русские Витязи» вновь выступила в составе шести самолетов. В качестве внешних ведомых в состав группы вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.

В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий — Игорь Ткаченко. Этот факт сам по себе стал мировым рекордом в истории авиации.

В этом же году группа успешно выступила на нескольких авиашоу, в том числе числе на «Фестивале пилотажных групп» в Жуковском, на авиашоу «Асы Второй мировой войны» в Монино и уже в третий раз на гидроавиасалоне в Геленджике.

В январе 2005 года группа впервые совершила визит на Аравийский полуостров в Объединенные Арабские Эмираты для участия в авиашоу «Аль Эйн-2005».

9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские Витязи» совместно с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов выполнили исторический пролет над Красной площадью.

А спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в город Дудинка, где впервые выполнила воздушный показ за полярным кругом.

Летом того же года группа продемонстрировала свой пилотаж в городах Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда ею были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки.

В августе «Витязи» снова приняли участие в авиашоу «Асы второй мировой войны» и традиционно выступили на авиасалоне МАКС-2005.

Осенью группа вылетела в Заполярье на полуостров Ямал в город Салехард, после чего выступила в Ахтубинске в честь 85-летия 929 ГЛИЦ, где мастерство «Русских Витязей» оценивали настоящие профессионалы — летчики-испытатели.

19 октября 2005 года командиром пилотажной группы становится Игорь Шпак.

В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе над Аравийской пустыней «Витязи» заняли первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества Су-27. Группа выступила с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «Клин», двойной боевой разворот, «ухо» и «бочка». Летчики были награждены золотыми медалями FAI (Международная авиационная федерация).

В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китайскую Народную Республику, где «Русские Витязи» открывали «Год России в Китае» и участвовали в Международном авиакосмическом салоне «Чжухай-2006».

5 апреля 2006 года АГВП «Русские Витязи» отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме.

В конце апреля республика Беларусь встречала «Витязей» на юбилее авиабазы в городе Барановичи. В том же году высший пилотаж был продемонстрирован в небе над Хабаровском и на гидроавиасалоне в Геленджике, на открытии которого группа летала в составе шести самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.

Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью, 9 мая 2007 года был снова выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой «Стрижи» в составе девяти самолетов.

Знаменательным событием в истории пилотажной группы стал МАКС-2007. Тогда, в августе 2007 года, впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная «бочка» в составе группы из девяти боевых самолетов, названная, благодаря своим очертаниям и уникальности, «кубинским бриллиантом». Состав «бриллианта» с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали Игорь Ткаченко, Николай Дятел, Игорь Соколов, Игорь Шпак, Олег Ерофеев, Андрей Алексеев, Геннадий Авраменко, Виктор Селютин и Олег Ряполов.

В 2007 году группа провела еще немало показательных выступлений в городах России. Это были Ростов-на-Дону и Пушкин летом, Сургут и Ханты-Мансийск в сентябре.

На праздновании 95-летия ВВС России «Витязи» продемонстрировали свое мастерство в небе над Монино, а несколькими месяцами ранее гул кубинской «шестерки» разрывал небо над Санкт-Петербургом.

70-летие 237-го ЦПАТ «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» отметили 22 марта 2008 года в небе над родной Кубинкой. В ходе совместного выступления была выполнена «бочка» «девяткой» в новом составе.

9 мая 2008 года ставшая уже традиционной воздушная часть Парада Победы завершилась незабываемым пролетом «кубинского бриллианта» над Красной Площадью.

28 мая 2008 года сменился командир пилотажной группы, им стал гвардии подполковник Андрей Алексеев, правый ведомый в строю «Русских Витязей».

Спустя месяц, 12 июня того же года, «пятерка» «Русских Витязей» выполнила показательные полёты в Саранске и Пензе, полёты выполнялись с базового аэродрома Кубинка. 20 июня 2008 года «Витязи» выступили в финском городе Каухава на авиационном шоу «Полуночное солнце». Полёты выполнялись в сумерках, в условиях «белой ночи».

В конце июня состав группы увеличился. Программу пилотажной подготовки прошел гвардии подполковник Александр Богдан.

Группа в полном составе начала подготовку сразу к нескольким серьезным выступлениям 2009 года. Первым из них стал так полюбившийся россиянам пролет над Красной Площадью 9 мая. Пролетая над самым сердцем Москвы ведущий летчик «Русских Витязей» гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил всех ветеранов с праздником Великой Победы прямо из кабины своего истребителя.

А 24 июня группа снова улетела в Санкт-Петербург, где совместно с летчиками из пилотажной группы «Стрижи» выступила на Международном военно-морском салоне.

11 июля 2009 года смешанный «ромб» из двух Су-27 «Русских Витязей» и двух МиГ-29 «Стрижей» открыл в Тверской области рок-фестиваль «Нашествие».

До самого главного авиационного события года – МАКС-2009 – оставалось полтора месяца. Летчики группы совершали тренировочные полеты почти ежедневно.

Два дня оставалось до открытия МАКСа, «четверка» «Витязей» ушла на тренировочный полет над точкой показа в Жуковский. Именно на этой тренировке случилась непоправимая беда, трагически погиб командир 237 ЦПАТ, ведущий летчик «Русских Витязей» Игорь Ткаченко. Участие группы в авиасалоне ограничилось тогда лишь полётом «ромба» в крайний день проведения МАКСа, 23 августа.

В абсолютной тишине «ромб» появился над аэродромом Жуковский и совершил «пролёт памяти» в честь погибшего Игоря Ткаченко. Возгласы восхищения мужеством летчиков и аплодисменты в память о гвардии полковнике Ткаченко перекрыли в тот день даже гул «четверки» Су-27.

Указом Президента России №966 от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

В новый 2010 год пилотажную группу «Русские Витязи» повел заместитель погибшего Игоря Ткаченко – гвардии полковник Игорь Шпак.

Зимой возобновились тренировочные полеты, к составу группы присоединился гвардии подполковник Сергей Щеглов, успешно прошедший программу пилотажной подготовки и занявший место левого внешнего ведомого в строю «Русских Витязей».

В день 65-летия Великой Победы, 9 мая 2010 года, кубинская «девятка», ведомая Игорем Шпаком, вновь появилась в небе над Москвой.

Спустя пять дней после Воздушного парада над Красной Площадью, 14 мая 2010 года, в честь 90-летия Ивана Никитовича Кожедуба летчики пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» устроили грандиозное шоу в небе над авиабазой Кубинка.

10 июля того же года «Витязи» и «Стрижи» снова выступили на открытии рок-фестиваля «Нашествие».

А 4 сентября летчики обеих пилотажных групп отправились в Волгоград для участия в праздновании Дня города и 100-летия Качинского ВВАУЛ, выпускниками которого является добрая половина легендарной группы.

Сезон показательных полетов 2010 года завершило выступление группы в городе Ахтубинск в честь 90-летия ГЛИЦ имени В.П.Чкалова.

В 2011 годах группа работала над новой программой, интенсивно занималась боевой подготовкой и обучением пополнения, устроила зрелищное выступление на своё 20-летие, выполнила традиционные демонстрационные полёты на МАКС.

В январе 2012 состоялся исторический визит в Бахрейн по личному приглашению короля Хамада ибн Иса аль-Халифа.

Август 2012 ознаменовался грандиозным празднованием 100-летия Военно-воздушных сил России. 4 августа в Борисовском районе Белгородской области был открыт памятник истребителю Су-27, установленный в честь 100-летия ВВС России и в память о лётчиках пилотажной группы «Русские Витязи». Кубинский бриллиант» стал украшением на празднике русской авиации в подмосковном Жуковском. Исторический полёт подполковника Алексеева с двумя «Рафалями» ВВС Франции по местам боевой славы полка «Нормандия-Неман» продолжил череду праздничных мероприятий. «Гидроавиасалон-2012» стал традиционным сентябрьским показом.

После шестилетнего перерыва состоялся очередной визит в КНР. На авиасалоне «Airshow China 2012» в Чжухае участники и гости тепло встречали «Русских Витязей».

Особенно насыщенным оказался 2013 год. В начале февраля группа выполнила сложный перелёт через территорию Казахстана, Киргизии, Афганистана и Пакистана в Индию. «Русские Витязи» впервые выступили на одном из ведущих авиасалонов в Азии «AirIndia 2013» проходившем в Банголоре. А буквально через месяц группа приняла участие в авиасалоне Lima 2013 на малазийском острове Лангкави. Помимо этого, были выполнены демонстрационные полёты в Санкт-Петербурге и Балтийске. На празднике посвящённом 70-летию Победы в Прохоровской битве лётчики выполнили показ над полем Великой Битвы.

Август ознаменовался выступлением «пятёрки» на авиашоу «International Air Show and Military Display 2013» в Венгрии. Осенью группа участвовала в масштабных учениях Западного военного округа.

2014 год начался с выступления на авиашоу BIAS-2014 в королевстве Бахрейн, продолжился командировками в Читу и Новосибирск.

Выдающимся стало 9 мая 2014. «Русские Витязи» и «Стрижи» группы впервые прошли в парадном строю над главной базой Черноморского флота России — Севастополем .

В начале августа группа выполнила показ в столице Бурятии — Улан-Удэ. А в середине месяца лётчики продемонстрировали своё мастерство на «Первом фестивале пилотажных групп ВВС России», приуроченном к Дню Военно-воздушных сил.

Традиционно в ноябре группу тепло встречали в КНР на авиашоу «Аirshow Сhina 2014».

Над декабрьским Севастополем состоялся дебютный показ для обновлённого состава пирамиды. Впервые в показе приняли участие капитан Владимир Кочетов в качестве левого внешнего ведомого и майор Сергей Ерёменко в качестве правого внешнего ведомого.

Год 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне начался для «Русских Витязей» с показа на «Вахте Героев» в Калуге. 9 мая «Русские Витязи» в единой строю со «Стрижами» приняли участие в юбилейном Параде Победы в небе над Красной Площадью.

На международных соревнованиях АВИДАРТС-2015, ведущий «Русских Витязей» — полковник Андрей Алексеев занял первое место в номинации «одиночный пилотаж». В номинации «групповой пилотаж» группа получила серебряные медали.

В июле в подмосковном Алабино и Кубинке проходил международный военно-технический форум «Армия 2015», где «Русские Витязи» продемонстрировали элементы группового и одиночного высшего пилотажа.

Международный военно-морской салон «МВМС-2015» и Международный авиационно-космический салон «МАКС-2015» стали традиционными местами выступления группы.

В рамках акции Министерства Обороны России «Служба по контракту твой выбор», стартовавшей в 2014 году «Русские Витязи» выступили в Севастополе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Архангельске, Самаре, Омске.

В настоящее время авиационная группа «Русские Витязи» продолжает добрые традиции русской школы высшего пилотажа, принимая участие в различных мероприятиях как на территории России, так и за рубежом. Также немалую роль играет боевая подготовка. В промежутках между командировками лётчики оттачивают мастерство в учебных воздушных боях, выполняют полёты на бомбометание и стрельбу по наземным целям, обучают молодой лётный состав. Личный состав группы не останавливается на достигнутом и продолжает писать историю отечественной авиации.
Гвардии полковник Басов В.П.

Гвардии подполковник Дятлов А.М.

Гвардии майор Ганичев С.Ю.

Гвардии подполковник Баженов В.П.

Гвардии подполковник Букин В.П.

Гвардии майор Личкун А.В.

Гвардии капитан Ковальский В.А.

Гвардии капитан Гречанов Н.А.

Гвардии майор Грызлов В.И.
21 ноября 2021
Ереван
Показательное выступление в столице Армении.

14-18 ноября 2021
Визит в ОАЭ
Показательное выступление «шестёрки» на DUBAI AIRSHOW 2021.

18 сентября 2021
Нижневартовск, Сургут
Показательные выступления приуроченные к 90-летию Ханты-Мансийского автономного округа и 300-летию нефтяного дела в России.

22-28 августа 2021
Кубинка
Показательное выступление «шестёрки» на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2021».

20 — 25 июля 2021
Жуковский
Показательное выступление «шестёрки» на «МАКС-2021»

10 июля 2021
Уфа
Показательное выступление «шестёрки» в честь 80-летия эвакуации в столицу Башкортостана Уфимскиого ордена Ленина государственный союзного завод № 26, ныне ОДК-УМПО.

9 июня 2021
Иннополис
Показательное выступление «шестёрки» в честь 6-летия города Иннополис.

12 мая 2021
Кубинка
Торжественные мероприятия посвящённые 20-летию АГВП «Русские Витязи» и АГВП «Стрижи».

9 мая 2021
Тула
Пролёт «пятёрки» (5-Су-30СМ) на военном параде в честь 76-ой годовщины победы в Великой Отечественной Войне.

9 мая 2021
Москва
Пролёт «девятки» (5 Су-30СМ АГВП «Русские Витязи», 4 МиГ-29 АГВП «Стрижи») на Параде Победы в честь 76-ой годовщины победы в Великой Отечественной Войне.

5 апреля 2021
Кубинка
АГВП «Русские Витязи» исполнилось 30 лет.
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК
Григорьев Борис Михайлович
1957-1995
ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК
Сыровой Александр Викторович
1960-1995
ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК
Гречанов Николай Алексеевич
1962-1995
ГВАРДИИ ПОДПОЛКОВНИК
Кордюков Николай Викторович
1961-1995
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК
Климов Сергей Николаевич
1962-2002
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК
Кирсанов Иван Николаевич
1959-2007
ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК
Ткаченко Игорь Валентинович
1964-2009
ГВАРДИИ МАЙОР
Ерёменко Сергей Александрович
1981-2016
237-Й ГВАРДЕЙСКИЙ ПРОСКУРОВСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОРДЕНОВ КУТУЗОВА И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ЦЕНТР ПОКАЗА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ИМЕНИ И.Н. КОЖЕДУБА.

На подмосковной авиабазе Кубинка дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Центр стал наследником знаменитого 176-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка.

Летчики ЦАПТ выполняют следующие задачи:

  • Демонстрация на территории РФ и за ее пределами авиационной техники, вооружения, оборудования, а также летного мастерства в интересах пропаганды и повышения авторитета ВВС России, повышения конкурентоспособности российской военной авиационной техники и вооружений на мировом рынке.
  • Подготовка личного состава и техники в выполнению боевых задач
  • Сохранение и развитие исторических традиций ВВС РФ.
В состав ЦПАТ входят две авиационные группы высшего пилотажа и одна авиационная группа подготовки летного состава и высшего пилотажа.

Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» стали визитной карточкой Военно-Воздушных Сил России.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи»

Группа образована 05.04.1991 г. на базе 1-й эскадрильи, вооруженной истребителями Су-27. Впервые искусство высшего пилотажа группа «Русские Витязи» публично демонстрировала в Англии в сентябре 1991 г. С тех пор группа неизменный участник всех российских и многих зарубежных авиасалонов. «Русские витязи» регулярно проводят показательные полеты в небе России и за ее пределами. Уникальность «Русских витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелый истребитель.

Программа показательных полетов включает:
  • групповой высший пилотаж четырех и шести самолетов;
  • синхронный, встречный пилотаж двух самолетов;
  • одиночный высший пилотаж.
Командиром группы является военный лётчик-снайпер, гвардии полковник Щеглов Сергей Владимирович.

Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи»

Группа образована 06.05.1991 г. 6 мая 1991 г. эскадрилья МиГ-29 впервые выступила на самолетах в специальной окраске. После полета Иван Никитович Кожедуб лично вручил пилотам медали «За укрепление боевого содружества между государствами».

Публичный дебют группы состоялся в мае 1991 г. во Франции. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж летчиков АГВП получил высокую оценку во многих странах мира. Пилотажная группа «Стрижи» принимает участие в показах на всех авиационных праздниках и авиасалонах. Группа неоднократно выступала на праздниках, посвященных юбилеям городов, в том числе в торжествах по случаю 850-летия Москвы.

Командиром группы является гвардии подполковник Кузнецов Денис Анатольевич.

Авиационная группа подготовки летного состава и высшего пилотажа «Небесные Гусары»

Группа высшего пилотажа «Небесные Гусары» ведет свою родословную от 4-й эскадрильи 234-го гвардейского истребительного авиационного полка. Директивой Главного штаба ВВС № 410480 от 14 марта 1969 г. в штат полка введена 4-я эскадрилья, которой 7 июня 1974 г. присвоен статус показной. Фактически 4-я эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Пилотажная группа «Небесные Гусары» выступала на штурмовиках Су-25. На рубеже ХХ-XXI веков на базе группы велась повышенная подготовка пилотов из других полков к полетам на высший пилотаж на учебно-тренировочных самолетах L-39. В 2003 году группа получила истребители МиГ-29.

Технико-эксплуатационная часть

Красивые показательные полеты на авиашоу — вершина айсберга, но что такое летчик без техника? Это — летчик без самолета. Работа инженерно-технического состава не менее важна, чем работа летчика. Обслуживание авиационной техники никогда не считалось простым делом, стократно усложнилась она сейчас. Самолет уже не просто летательный аппарат, а — «авиационный комплекс». Обеспечить надежную работу комплекса могут только слаженные усилия квалифицированных специалистов. Такие специалисты в ЦПАТ есть! Служба в инженерно-технической службе Центра имеет ряд особенностей. Пилотажные группы часто выступают вдали от родной базы. Самолет, как и любой другой образец техники, в принципе не может иметь 100% надежность, но показы-то из-за технических неисправностей срывать нельзя. Анализ статистики отказов позволил сформировать своего рода аптечку первой помощи — аэромобильный контейнер с резервными блоками и агрегатами, вероятность отказа которых является наибольшей.

401 Центр руководства полетами

На базе группы руководства полетами войсковой части 54876 1 декабря 1988 года был создан 1225 ЦРП аэродрома «Кубинка». Первым начальником ЦРП стал подполковник Черняков Алексей Матвеевич.

За время существования центром руководили Пащук Валерий Валентинович, Могутнов Виктор Васильевич, Волнухин Сергей Васильевич, Касавченко Сергей Владимирович, Белый Александр Николаевич.

1 сентября 2000 года 1225 ЦРП был преобразован в 401 Центр руководства полетами.

401 ЦРП является постоянно действующим органом управления полетами в районе аэродрома «Кубинка». Специалисты центра выполняют поставленные задачи в тесном взаимодействии с 237-м ЦПАТ.

Начальником 401 ЦРП является подполковник Ещенко Александр Александрович.

Группа демонстрации парашютных систем

Группа демонстрации парашютных систем образована в 1996 году как структурное подразделение Центра показа авиационной техники в составе поисково-спасательной и парашютно-десантной службы.

Группа демонстрации парашютных систем предназначена для демонстрации парашютных систем, проведения показательных прыжков с парашютом на авиационных праздниках. Все парашютисты группы — великолепные спортсмены, неоднократные чемпионы и призеры многих российских и международных соревнований, имеют по несколько тысяч прыжков с парашютом. Парашютисты группы неоднократно занимали призовые места на чемпионатах мира по купольной акробатике.

Самолетный парк

Слово «первые» применительно к типам истребителей, освоенных личным составом 19-го, 176-го и 234-го полка встречается неоднократное: И-16 с М-63, Ла-7, Ла-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-29.

В годы Великой Отечественной войны летчики полка воевали едва ли не на всех типах истребителей ВВС РККА: И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7.

Уникальным по числу типов стал парк самолетов полка в 80-е годы ХХ века. Полк предназначался для демонстрации боевой авиационной техники, поэтому самолеты части представляли как бы «срез» фронтовой авиации — истребители МиГ-23 и МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-17М3/М4, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25. В 1996 г. самолетный парк полка был стандартизирован — только МиГ-29, Су-27 и их двухместные модификации. В 2000 г. 3-ю эскадрилью перевооружили реактивными учебно-тренировочными самолетами L-39 «Альбатрос».

История 237-го ЦПАТ

История 237-го Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба восходит к 1938 г., когда на аэродроме Горелово Ленинградской области на базе 70-й и 58-й истребительных и 33-й отдельной разведывательной эскадрилий был сформирован 19-й истребительный авиационный полк. Уже в 1939 г. летчики полка выполнили важное задание Правительства — провели войсковые испытаний истребителя И-16 с двигателями М-63. Осенью того же года полк принимал участие в освободительном походе на Западную Украину.

Зимой 1939-1940 г.г. летчики полка отличились в воздушных боях над Карельским перешейком. За период боевых действий было выполнено 3412 боевых вылетов, налет составил 4090 ч. Летчики вывели из строя 74 паровоза, подожгли 5 эшелонов, уничтожили на земле 2 и в воздушных боях 3 самолета противника. Полк не понес потерь ни в людях, ни в самолетах. В апреле 19-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне летчики полка выполнили 22 июня 1941 г.

В 1941-1944 г.г. 19-й ИАП воевал в составе ПВО Ленинграда, действовал на Волховском, Воронежском, Юго-Западном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, в системе ПВО Ленинграда, в составе 15-й, 2-й и 16-й воздушных армий. С сентября 1943 г. полк находился в прямом подчинении Командующего ВВС КА. К боевом работе в новом качестве полк приступил с января 1944 г. Летчики выполняли боевые вылеты, главным образом, на свободную охоту. В оперативном отношении полк подчинялся сначала Командующему 16-й воздушной армией, затем (с января 1945 г.) командиру 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенанту Е. Я. Савицкому, за боевой работой полка следил Командующий ВВС Главный маршал авиации А.А. Новиков.

За доблесть и мужество, проявленные личным составом при освобождении г. Проскуров (г. Хмельницкий), приказом Верховного Главнокомандующего от 03.04.1944 19-му ИАП присвоено почетное наименование «Проскуровский».

Приказом НКО № 0270 от 19.08.1944 г. за проведенную боевую работу с 22.06.1941 г. по 6.06.1944 г. (выполнено 5574 боевых вылета, в воздушных боях сбито 172 самолета противника, 48 самолетов противника уничтожено на земле) полк преобразован в 176-й гвардейский.

За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского

За отличное выполнение заданий командования за период с 6.06.1944 г. по 9.05.1945 г. (2961 боевой самолето-вылет, 226 сбитых в воздушных боях самолета противника и 18 уничтоженных на земле самолетов противника) 1 июня 1945 г. полк награжден орденом Кутузова 3-й степени.

176-й ГИАП стал одним из немногих полков ВВС КА, который получил поистине всемирную известность — единственный советский полк воздушных охотников. Войну летчики полка закончили в поверженном Берлине.

В Великую Отечественную войну летчики 176-го гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника, еще 56 самолетов противника было уничтожено на земле, штурмовыми действиями летчиков полка уничтожено 3 танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн, 7 зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, сожжен 1 железнодорожный эшелон. Десять пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 летчиков и 104 самолета, небоевые 5 летчиков и 15 самолетов.

Один из лучших в ВВС истребительных авиаполков недолго оставался в Германии — уже в 1946 г. 176-й ГИАП с германского аэродрома Шеневальде был перебазирован на аэродром Теплый Стан, практически — в Москву. В Теплом Стане на базе полка проходили войсковые испытания истребители Ла-9 и Ла-11, одним из первых в ВВС полк получил реактивные истребители МиГ-15. Весной 1951 г. полк был отправлен на Корейский полуостров.

После возвращения из Кореи 176-й ГИАП был передан из ВВС в систему ПВО (приказ от 16.02.1952 г.). Полк базировался на аэродроме Орешково, Калужской области. На основании директивы МО от 15.03.1960 г. прославленный полк был расформирован…

Когда 176-й полк в составе «кожедубовской» 324-й истребительной авиационной дивизии убыл в Корею, а его приемником стал 234-й истребительный авиационный полк. Формирование 234-го ИАП на аэродроме Теплый Стан началось согласно Директиве Военного министра Союза ССР ОРГ/5/396479 от 15.11.1950. Преемственность 234-го ИАП по отношению к легендарному 176-му ГИАП подчеркивает тот факт, что первым командиром 234-го ИАП стал гвардии полковник Николай Николаевич Шульженко. Ранее гвардии полковник Шульженко командовал 176-м ГИАП.

Боевое знамя 234-й ИАП было вручено в торжественной обстановке 29.04.1951.

Близость огромного города осложняла проведение полетов, особенно — проведение полетов в сложных метеоусловиях. Поэтому в 1952 г. полк перевели в подмосковную Кубинку (Директива Военного министра Союза ССР № 47648 от 07.04.1952).

В 1966 г. преемственность 234-м полком традиций 176-го гвардейского Проскуровского полка была узаконена официально. В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП. Полк отныне именуется «234-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк». Гвардейское знамя вручено 18.08.1966.

В 1967 г. был узаконен особый статус полка — демонстрация авиационной техники и высшего пилотажа, в связи с чем всему командному составу полка на одну ступень повысили штатную категорию.

Приказом Министра обороны № 0254 от 17.10.1968 в ознаменование 50-летия ВЛКСМ полку присвоено имя Ленинского Комсомола.

237-й ЦПАТ

Изменения в стране не могли не коснуться «витрины» советских ВВС — 234-го Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка им. Ленинского Комсомола. Директивой МО СССР № 314/1/00160 от 25.01.1989 полк переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк (показной). Свое современное наименование авиачасть из Кубинки обрела в 1992 г. — Директивой ГШ ВВС 123/3/0643 от 13.08.1992 г. полк переименован в 237-й Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники. В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.

Особые задачи полка

В первые послевоенные годы неизменными участниками воздушных парадов над Москвой являлись летчики 176-го ГИАП. После отправки гвардейского полка в Корею их место заняли пилоты 234-го ИАП. Демонстрировался не только пролет в плотном строю, но высший пилотаж. К примеру, на параде 1960 г. в День воздушного флота над Тушино прошло 52 истребителя из 234-го ИАП, затем был показан встречный пилотаж пары МиГ-15, групповой пилотаж девятки и пятерки реактивных истребителей.

С 1954 г. в Кубинке стали проводиться наземные и летные показы авиационной техники правительственным и военным делегациям иностранных государств. Первыми иностранными зрителями стали представители Индии. В июне 1956 г. Кубинку посетил шахиншах Ирана, став первым гостем самого высокого уровня. За 40 с лишним лет показы в Кубинке посетили делегации из Алжира, Афганистана, Бирмы, Ганы, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Йемена, Китая, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. Многие делегации возглавляли первые лица государств, так одним из первых высоких гостей Кубинки стал Иосип Броз Тито. Помимо демонстраций перед правительственными и военными делегациями проводились показы перед делегациями партийными, от делегации пионерских организаций Московской области до делегации иностранных гостей XXV съезда КПСС.

Почетной обязанностью полка являлось эскортирование самолетов с главами иностранных государств, в числе первых — сопровождение самолета с Фиделем Кастро, в числе «крайних» — встреча сопровождение самолета с президентом Франции Жаком Шираком на борту. Особое место в истории полка занимает сопровождение в августе 1962 г. самолета Ил-18 с летчиками-космонавтами П.Р. Поповичем и А.Г. Николаевым на борту. Павел Попович до поступления в отряд космонавтов служил в 234-м ИАП. Истребители почетного эскорта пилотировали летчики Галкин, Кисаев, Коробейников, Николаев, Ткаченко, Уницкий, Цветков.

Боевая работа

Слово «парадный» стараниями журналистов, к сожалению, во многом утратило свой первоначальный смысл. Парадный — почти показушный. И 176-й, и 234-й полкия являлись парадным в истинном значении этого слава — визитная карточка ВВС, лучшие! Вместе с тем никто и никогда не снимал с летчиков задач боевой подготовки.

Когда летчики 176-й ГИАП попали в Корею с момента окончания Великой Отечественной войны прошло чуть меньше шести лет. В воздушных боях над Корейским полуострове гвардейцы одержали 107 побед, ценой гибели пятерых летчиков и потери 12 самолетов. Четверо пилотов, гвардии капитаны Г.И. Гесь, С.М. Крамаренко, С.П. Субботин были удостоены звания Герой Советского Союза. Гвардии старший лейтенант Б.А. Образцов, стал Героем посмертно, он погиб в воздушном бою с численно превосходящей группой «Сейбров». Приказом Военного министра Союза ССР № 09 от 14.01.1952 Образцов Борис Александрович зачислен навечно в списки полка.

Самые настоящие боевые задачи летчики полка выполняли в небе Подмосковья: 10.05.1962 иностранный аэростат с разведывательной аппаратурой уничтожил в районе Калуги командир эскадрильи майор А.И. Гаврилов. В 1968 г. полк несколько месяцев находился в состоянии повышенной боевой готовности в связи с вводом войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию. Полк принимал участие в крупных учениях, таких как «Запад-81», по результатам которого несколько летчиков были отмечены боевыми наградами.

234-й поле продолжил традиции 19-го ИАП и 176-го ГИАП в плане освоения новой техники: в 1983 г. полк первым в ВВС получил истребители IV поколения МиГ-29.

Дружественные визиты

Определение «визитная карточка» в «кубинскому» полку подходит как нельзя более — единственный в СССР авиаполк, демонстрировавший самолеты и высший пилотаж на Западе. Первый визит состоялся в 1967 г. — группа из 12 истребителей МиГ-21ФЛ посетила Швецию. В сентябре 1971 г. шестерка МиГ-21 234-го ГИАП приземлилась на французской авиабазе Реймс. Фурор вызвал в 1978 г. визит истребителей МиГ-23МЛА в Финляндию (июль-август) и Францию (сентябрь). Впервые на Западе вблизи могли увидеть МиГ-23 и оценить мастерство летчиков, пилотировавших истребители с изменяемой стреловидностью крыла. В 1981 г. состоялся второй дружественный визит в Швецию.

Первое появление истребителей МиГ-29 на Западе также связано с Кубинкой. Пятерка МиГ-29 234-го полка 1 июля приземлилась на финской авиабазе Коуппио. Визит продлился четыре дня. Западных экспертов особенно поразила высокая тяговооруженность новейших советских самолетов. Дань уважения наблюдатели отдали как конструкторам МиГа, так и летчикам, показавшим возможности истребителя в небе Финляндии.

Гости Кубинки

Полк не только наносил визиты, но и принимал гостей с Запада, опять же — единственный в Советском Союзе. Первыми Кубинку посетили в 1974 г. истребители SAAB J-35 «Дракен» ВВС Швеции. В 1979 г. состоялся визит «Миражей» F.1 из эскадрильи «Нормандии-Неман», французские летчики стали тогда гостями пилотов из Кубинки в первый, но далеко не в последний раз. В июне 1990 г. в небе Кубинке в составе ромба летали два МиГ-29 и два французских «Миража». Гостили на подмосковной земле в сентябре 1992 г. летчики пилотажной эскадрильи авиации ВМС США «Blue Angels».

Командиры полка

Командиры 19-го ИАП

майор Тертьяков 1938 г.

майор Зайцев Александр Андреевич 1938-1939 г.г.

майор Ткаченко Андрей Григорьевич 1940-1942 г.г.

майор Пустовой Григорий Андреевич 1943 г.

полковник Шестаков Лев Львович 1943-1944 г.г.

Командиры 176-го ГИАП

полковник Чупиков Павел Федорович 1944-1947 г.г.

подполковник Котельников Константин Константинович 1947-1948 г.г.

подполковник Куманичкин Александр Сергеевич 1948 г.

подполковник Шульженко Николай Николаевич 1948-1951 г.г.

Командиры 237-го ИАП

подполковник Шульженко Николай Николаевич 1951 г.

подполковник Бабаев Александр Иванович 1951-1954 г.г.

подполковник Кудрявцев Иван Иванович 1954-1959 г.г.

полковник Мантуров Паисий Филиппович 1959-1965 г.г.

подполковник Медведев Виктор Иванович 1965-1970 г.г.

подполковник Хиль Дмитрий Васильевич 1970-1971 г.г.

подполковник Фоломеев Дмитрий Алексеевич 1971-1973 г.г.

подполковник Басистов Георгий Петрович 1973-1975 г.г.

подполковник Благодарный Анатолий Иванович 1975-1979 г.г.

подполковник Васильев Анатолий Андреевич 1979-1980 г.г.

подполковник Задвинский Геннадий Степанович 1980-1983 г.г.

полковник Басов Владимир Павлович 1983-1988 г.г.

полковник Мозговой Александр Иванович 1988-1989 г.г.

Командиры 234-го ЦПАТ

полковник Бычков Виктор Георгиевич 1989-1997 г.г.

полковник Кутузов Александр Николаевич 1997-2000 г.г.

полковник Омельченко Анатолий Иванович 2000-2006 г.г.

полковник Ткаченко Игорь Валентинович 2006-2009 г.г.

полковник Петров Александр Георгиевич 2009-2012 г.г.

полковник Пономарёв Василий Фёдорович 2012-2014 г.г.

полковник Шатайло Константин Анатольевич 2014-2018 г.г.

полковник Алексеев Андрей Анатольевич 2018 г. — наст. вр.

Награды

1940 В апреле 1940 года 19-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.

1945 За отличное выполнение заданий командования за период с 6.06.1944 г. по 9.05.1945 г. (2961 боевой самолето-вылет, 172 сбитых в воздушных боях самолета противника и 48 уничтоженных на земле самолетов противника) 1 июня 1945 г. полк награжден орденом Кутузова 3-й степени.

1944 За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского

Приказом НКО № 0270 от 19.08.1944 г. за проведенную боевую работу с 22.06.1941 г. по 6.06.1944 г. (выполнено 5574 боевых вылета, в воздушных боях сбито 172 самолета противника, 48 самолетов противника уничтожено на земле) полк преобразован в 176-й гвардейский.

В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП.

Приказом Министра обороны № 0254 от 17.10.1968 в ознаменование 50-летия ВЛКСМ полку присвоено имя Ленинского Комсомола.

В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.

Герои

Азаров Евгений Александрович

Александрюк Виктор Ильич

Бабаев Александр Иванович

Базаров Евгений Александрович

Баклаш Андрей Яковлевич

Беликов Олег Степанович

Васько Александр Федорович

Гесь Григорий Иванович

Гарнаев Александр Юрьевич

Грошаковский Владимир Александрович

Дексбах Михаил Сергеевич

Зайцев Александр Евгеньевич

Караев Александр Акимович

Клыков Виктор Петрович

Кожедуб Иван Никитович

Корзун Валерий Григорьевич

Крамаренко Сергей Макарович

Куманичкин Александр Сергеевич

Образцов Борис Александрович

Попович Павел Романович

Руденко Николай Сергеевич

Степанов Евгений Николаевич

Субботин Серафим Павлович

Ткаченко Андрей Григорьевич

Ткаченко Игорь Валентинович

Чупиков Павел Федорович

Шестаков Лев Львович

Шлепов Виктор Петрович

Щербаков Александр Александрович

Щербаков Иван Иванович

Заключение

Личный состав 237-го ЦПАТ бережно хранит традиции гвардейской части. Своими яркими и зрелищными выступлениями летчики пилотажных групп «Русские Витязи», «Стрижи», «Небесные гусары» демонстрируют истинное мастерство и возможности отечественной боевой авиационной техники, вызывая у зрителей в нашей стране и за рубежом чувство гордости за Воздушно-космические Силы Российской Федерации.
Made on
Tilda